Настоящая Стратегия представляет собой систему взглядов на проблемы формирования государственной системы стандартизации в Донецкой Народной Республике в переходный период от стандартов Украины на стандарты Российской Федерации и содержит обоснованные цели, задачи и направления развития государственной системы стандартизации.
Стратегия подготовлена в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, законами, иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и с учетом международных нормативных документов в области стандартизации.
Отсутствующая на протяжении пяти лет система стандартизации в ходе развития технического регулирования должна быть создана и преобразована в государственную систему стандартизации, которая в условиях глобализации экономических отношений призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность экономики Донецкой Народной Республики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества и безопасности товаров, работ и услуг.
Стандартизация является ключевым фактором поддержки государственной социально-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, устранению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов.
Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования должна внести достойный вклад в экономическое развитие страны, при этом роль и принципы стандартизации в условиях формирования и развития экономики Донецкой Народной Республики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике.
Законодательную и нормативную базу государственной системы стандартизации должны составлять:
Конституция Донецкой Народной Республики, которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Донецкой Народной Республики;
Закон "О стандартизации" будет определять правовые основы стандартизации в Донецкой Народной Республике, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов;
нормативные правовые акты Правительства Донецкой Народной Республики по вопросам стандартизации;
основополагающие стандарты государственной системы стандартизации.
Международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки государственных стандартов и технических регламентов и содействия соблюдению их требований.
Организационно-функциональную структуру государственной системы стандартизации составляют:
уполномоченный республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
республиканские органы исполнительной власти и государственных корпораций в сфере стандартизации;
технические комитеты по стандартизации;
службы стандартизации юридических лиц;
организации (в том числе научные), деятельность которых связана с работами в области стандартизации.
В состав фонда документов государственной системы стандартизации входят:
государственные стандарты;
правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
применяемые в установленном порядке классификации, классификаторы технико-экономической и социальной информации;
технические условия;
своды правил;
международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет государственным органом по стандартизации;
предварительные государственные стандарты.
В ходе формирования государственной системы стандартизации вырабатываются основные направления развития стандартизации при участии органов исполнительной власти, государственных корпораций, а также бизнес-сообщества и общественных организаций в работах по стандартизации.
В законодательные и правовые акты Донецкой Народной Республики должны быть внесены изменения, которые позволят:
повысить роль государственного стандарта (предварительного государственного стандарта) в техническом переоснащении и модернизации промышленного производства продукции, в том числе высокотехнологичной;
обеспечить применение изготовителем государственного стандарта в качестве добровольно применяемого документа и обязательность соблюдения указанным лицом требований, содержащихся в этих стандартах, в случае объявления об использовании, а также в случае контрактных (договорных) обязательств;
значительно снизить неоправданные технические барьеры для вывода на рынок впервые выпускаемой в обращение продукции, то есть продукции, которая ранее не находилась в обращении на территории Донецкой Народной Республики или которая выпускалась ранее в обращение, но свойства или характеристики которой впоследствии были существенно изменены;
использовать международные, межгосударственные и региональные стандарты, а также документы в области стандартизации иностранных государств, в целях ввода продукции в обращение и оценки ее соответствия.
Существующие проблемы формирования государственной системы стандартизации во многом обусловлены переходным периодом и являются сдерживающим фактором в достижении стратегических целей стандартизации.
По отдельным направлениям хозяйственной деятельности эффективность и значимость государственных стандартов снижается, поскольку они не полностью отражают результаты научно-технического прогресса. К тому же недостаточен уровень их гармонизации с международными стандартами.
Формирование государственной системы стандартизации, направленной на обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности экономики Донецкой Народной Республики, должно осуществляться на основе комплексного выбора приоритетов в соответствии с намеченными стратегическими целями, принципами, задачами и направлениями развития государственной системы стандартизации.
Существуют определенные трудности перехода на стандарты РФ и связаны они прежде всего с тем, что на территории ДНР не применяются ТР, классификаторы, справочники и Законы РФ, на которые даны ссылки в стандартах. Эти трудности возможно решить приняв НПА ДНР, которые учтут положения стандартов РФ с особенностями законодательства ДНР.
Целями стратегии государственной системы стандартизации являются:
-защита потребителя от потенциально опасной и недоброкачественной продукции;
-повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках;
-обеспечение научно-технического прогресса;
-обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности Донецкой Народной Республики;
-обеспечение единства измерений;
-обеспечение рационального использования ресурсов;
-обеспечение технической, информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;
-содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики.
Для эффективного формирования государственной системы стандартизации и достижения стратегических целей необходимо:
-сформировать механизмы, которые позволят эффективно защищать потребителя от потенциально опасной и недоброкачественной продукции;
-сформировать механизмы использования государственных стандартов в интересах Донецкой Народной Республики, для поддержки социально-экономической политики государства;
-обеспечить приоритетную разработку государственных стандартов;
-обеспечить при разработке государственных стандартов баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей;
-сформировать экономические механизмы, обеспечивающие привлечение всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации и их финансированию;
-обеспечить эффективное применение методов и средств стандартизации для содействия успешному развитию секторов экономики Донецкой Народной Республики с высоким потенциалом развития, а также для повышения качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
-применять при разработке стандартов метод программно-целевого планирования;
-оптимизировать процедуру разработки и принятия государственных стандартов с использованием международного опыта;
-развить роль Донецкой Народной Республики и повысить ее авторитет в международной (региональной) стандартизации;
-проводить гармонизацию государственных и международных стандартов;
-повысить эффективность межгосударственной стандартизации.
Задачи стратегии государственной системы стандартизации применение апробированных практикой и соответствующие международным принципам следующие принципы стандартизации:
-добровольность применения государственных стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании;
-применение международных стандартов как основы разработки государственных стандартов, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Донецкой Народной Республики, техническим и (или) технологическим особенностям;
-максимальный учет законных интересов заинтересованных лиц при разработке государственных стандартов;
-обеспечение преемственности работ по стандартизации в Донецкой Народной Республике;
-недопустимость создания препятствий для производства и обращения продукции, выполнения работ и оказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения стратегических целей стандартизации;
-обеспечение условий для единообразного применения государственных стандартов;
-обоснованность разработки государственных стандартов;
-открытость процессов разработки государственных стандартов;
-обеспечение доступности государственных стандартов и информации о них для пользователей;
-однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых в государственные стандарты;
-прогрессивность и оптимальность требований государственных стандартов;
-применение требований государственных стандартов в контрактах, заключаемых между изготовителем и потребителем.
Направления стратегии государственной системы стандартизации включают в себя: создание законодательных основ государственной системы стандартизации, усиление роли государственной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации, развитие организационно-функциональной структуры государственной системы стандартизации, экономических основ стандартизации, фонда документов государственной системы стандартизации, информационного обеспечения в области стандартизации, совершенствование взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации, развитие работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по стандартизации.
Пути решения:
1. В целях совершенствования законодательных основ государственной системы стандартизации необходимо подготовить предложения о внесении изменений в законодательство Донецкой Народной Республики.
2. Для усиления роли государственной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации необходимо:
-определить приоритетные направления развития стандартизации на среднесрочную перспективу;
-разработать механизмы применения государственных стандартов при формировании программ развития отраслей экономики, а также в сферах закупок продукции, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд;
-внедрить механизмы участия в разработке государственных стандартов представителей органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений, предпринимателей и потребителей;
-обеспечить развитие работ по классификаторам, разработать классификаторы продукции по видам экономической деятельности, гармонизированных с классификацией Европейского союза.
3. В целях формирования организационно-функциональной структуры государственной системы стандартизации необходимо:
-создать технические комитеты по стандартизации;
-создать проектные технические комитеты по стандартизации;
-содействовать к привлечению в работе технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов по стандартизации представителей научных организаций по сферам деятельности;
-содействовать интеграции технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов по стандартизации Донецкой Народной Республики в работе международных технических комитетов по стандартизации;
-организовать проведение контроля (надзора) за соблюдением требований стандартов.
4. В целях развития экономических основ стандартизации необходимо:
-разработать и внедрить экономически эффективные модели планирования, разработки, принятия и распространения государственных стандартов;
-разработать механизм бюджетного финансирования разработки государственных стандартов, используемых для исполнения государственных функций и оказания государственных услуг;
-разработать механизмы привлечения к разработке стандартов представителей органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений, предпринимателей и потребителей;
-обеспечить развитие программно-целевого планирования разработки государственных стандартов на основе реализации ведомственных целевых программ.
5. В целях формирования фонда документов государственной системы стандартизации необходимо:
-провести анализ действующего фонда документов государственной системы стандартизации на соответствие современному научно-техническому уровню, пересмотреть или отменить государственные стандарты, не отвечающие задачам развития экономики;
-обеспечить разработку новых государственных стандартов и внести изменения в действующие стандарты в соответствии с современными достижениями науки и техники, учитывая необходимость гармонизации с международными стандартами и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
-повысить уровень гармонизации государственных и международных стандартов;
-оптимизировать процедуру разработки и принятия государственных стандартов с использованием международного опыта.
6. В целях развития информационного обеспечения в области стандартизации необходимо:
-создать единую информационную систему, предназначенную для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав информационного фонда технических регламентов и стандартов;
-внедрить новые информационные технологии при планировании, разработке, принятии и распространении стандартов.
7. В целях взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации необходимо добиться признания государственной системы стандартизации Донецкой Народной Республики.
8. В целях развития работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по стандартизации необходимо:
-сформировать систему подготовки и аттестации экспертов по стандартизации;
-разработать образовательные проекты, направленные на подготовку высококвалифицированных специалистов в области стандартизации;
повысить эффективность программ профессиональной подготовки кадров, в том числе путем корректировки учебных планов учреждений профессионального образования, совместной организации программ переподготовки и повышения квалификации кадров и стажировок.
Реализация Стратегии.
Реализация Стратегии должна осуществляться органами исполнительной власти на основе межведомственного плана мероприятий.
Решение задач Стратегии может обеспечиваться в рамках республиканских программ.
Формирование государственной системы стандартизации будет осуществляться на основе реализации и ежегодного уточнения программы разработки государственных стандартов, адаптации действующей системы стандартизации к условиям добровольного применения стандартов, формирования технических комитетов и активизации их участия в межгосударственной и международной стандартизации.
Правительство Донецкой Народной Республики должно содействовать созданию условий для разработки и применения государственных стандартов, направленных на обеспечение интересов Донецкой Народной Республики, выполнение ее международных обязательств, осуществление деятельности органов исполнительной власти в области стандартизации, для финансирования разработки государственных стандартов, используемых в целях исполнения государственных функций и оказания государственных услуг.
Уполномоченному органу по стандартизации необходимо разработать механизмы участия заинтересованных сторон в формировании общей политики в области стандартизации и обеспечить координацию деятельности разработчиков стандартов в Донецкой Народной Республике.
Органам исполнительной власти следует использовать государственные стандарты и осуществлять деятельность, направленную на расширение их применения, участвовать в организации разработки государственных стандартов.
Органам исполнительной власти следует начать работы в сфере ведения и применения классификаторов, разработку новых классификаторов, гармонизированных с международными и региональными классификациями. Создание классификаторов в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения и межведомственного информационного обмена, создания информационных систем и информационных ресурсов повышает эффективность государственного регулирования экономики.
Разработка государственных стандартов за счет средств государственного бюджета должна соответствовать задачам социально-экономического развития государства.